Тревожность: уровень, диагностика, тест тревожности Филипса


Обновление: Октябрь 2018


В современном мире, где постоянно происходят социальные и экономические преобразования, наука шагает вперед семимильными шагами, очень трудно жить взрослому человеку. Что же можно сказать о детях? Дети очень чутко воспринимают тревогу родителей и педагогов, именно поэтому в настоящее время уровень детской тревожности крайне высок. Особенно часто повышенная тревожность наблюдается у детей, растущих в неполных семьях или в семьях, испытывающих экономические, психологические и материальные проблемы. Также высокая тревожность наблюдается и у детей, которые единственные в семье и ощущающие гиперопеку родителей.

Термины «тревога», «тревожность», «страх»

Тревожность и тревога это различные состояния. Тревожностью называют личную психологическую особенность, при наличии которой человек испытывает повышенное беспокойство и дискомфорт в разных жизненных ситуациях, даже и тогда, когда ситуация к возникновению тревоги не предрасполагает.

Под тревогой подразумевают однократное чувство дискомфорта и беспокойства. Например, волнение ребенка перед сдачей экзамена или накануне выступления на концерте, празднике. То есть тревога имеет место не всегда, иногда ребенок перед серьезным жизненным этапом может сохранять спокойствие.

Тревога лишь эпизодическое явление, а тревожность – устойчивое состояние. При наличии тревожности ребенок беспокоится постоянно и в любых, даже незначительных ситуациях (оторванная пуговица, ответ у доски, разговор с незнакомым взрослым). Тревожность сопровождает ребенка/взрослого почти всегда и не связана с определенным видом деятельности.

Страх – это самая опасная человеческая эмоция, которая основана на боязни чего-то конкретного. Это может быть страх высоты, глубины, темноты и так далее. Согласно утверждению К. Изарда – тревога есть совокупность негативных эмоций, в которой одной из них является страх. Страх может развиться в любом возрасте, а в детском особенно часто. Детские страхи делятся на категории по возрасту:

  • 1 год – 3 года (ночные страхи);
  • 3 – 5 лет (страх темноты, одиночества);
  • 5 – 7 лет (страх смерти);
  • 7 – 11 лет (страх «плохого» ребенка).

Высокая тревожность и ее виды

Диагностика степени тревожности основана на различных психологических тестах. Тревожность средней степени и высокой откладывают отпечаток на качество жизни и даже могут привести к развитию психических расстройств. Считается, что предрасполагающим фактором высокой тревожности является наследственность. Другим фактором риска служат неадекватное воспитание и отрицательный жизненный опыт. Борются с высокой тревожностью психологи, но при условии, что она не является признаком психического заболевания.

Виды тревожности

Тревожность личностная

Под этим типом тревожности имеют в виду индивидуальную особенность конкретного человека испытывать чрезмерное беспокойство в тех случаях, когда остальные люди его практически не ощущают. Данный вид тревожности связан с особенностями личности, характером и темпераментом, генной предрасположенностью. Для людей с подобной тревожностью характерна необщительность и замкнутость. Личностная тревожность оставляет свой след на всех моментах общения с людьми, мотивации и оценки себя.

Тревожность ситуативная

Дает о себе знать только в тяжелых жизненных ситуациях человека, но в другое время он не испытывает дискомфорта и беспокойства. Причины, которые вызывают ситуативную тревожность:

  • быстро изменяющийся окружающий мир (природные катаклизмы, экономические проблемы, общественные беспорядки, войны);
  • общение индивидуума с себе подобными не может обходиться без стрессов, конфликтов и ссор;
  • конфликты и проблемы с близкими и родственниками;
  • жизненный отрицательный опыт.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.

Тревожность у взрослых

У взрослых людей к повышенной тревожности предрасполагают:

  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Признаки тревожности

У ребенка с повышенной тревожностью имеется определенный портрет, который опытному педагогу бросается в глаза сразу. Такой ребенок с опаской и напряжением входит в помещение (класс, группу детского сада), беспокойно оглядывается, робко и неслышно здоровается и присаживается на край ближнего стула. Ребенок выглядит так, как будто ожидает неприятностей от всех и всего. Он отличается чрезмерным беспокойством, например, не ожидания самого события (вызов к доске, выступление на публике), а только его предчувствия. Подобные дети скрытные, предпочитают не делиться своими проблемами, а держать их в себе. Они ощущают свою беспомощность, боятся новых игр и участия в них, новых видов деятельности. С другой стороны такие дети крайне самокритичны и предъявляют к себе повышенные требования. Самооценка у них низкая, на полном серьезе они считают, что хуже остальных детей (самые некрасивые, неуклюжие, бестолковые). Со стороны взрослых они постоянно ждут поощрения и одобрения.

Детей с повышенной тревожностью беспокоят и соматические расстройства: абдоминальные и головные боли, головокружения, спазмы мышечные и в горле, затрудненное дыхание и прочие. Во время возникновения тревоги у подобных детей появляются сухость во рту, комок в горле, мышечная слабость, тахикардия.

Для выявления ребенка с повышенной тревожностью воспитателю требуется не один день. Он должен понаблюдать за малышом в разные периоды активности и дни недели. Как ребенок ведет себя при обучении и отдыхе, во время игр и общения с ровесниками.

Критерии тревожности:

  • беспокойство чрезмерное и постоянное;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • напряжение мышц (чаще лицевых и шейных);
  • раздражительность;
  • сон с нарушениями.

Если хотя бы один из перечисленных признаков наблюдается постоянно, педагогу/родителю следует задуматься о повышенной тревожности у ребенка. С этой цели прибегают к проведению различных психологических тестов на тревожность.

Типы тревожных детей

Дети – невротики

У таких детей ярко выражены соматические проблемы. Их отличают нервный тик и заикание, часто подобные дети страдают энурезом.

Расторможенные дети

Данных детей отличает чрезмерная активность и чувствительность, которые маскируют страхи. Они стремятся быть хорошими в поведении и учебе, при неудачах меняют тактику вплоть до хулиганства. Могут быть признанными «клоунами» в коллективе, ведь такое поведение привлекает внимание других ребят и педагогов. Кажется, что подобные дети не реагируют на критику и замечания, но это не так, просто они прячут свою неуверенность глубоко в душе. Расторможенных детей отличают проблемы с памятью и вниманием, трудности с мелкой моторикой.

Закрытые дети

Крайне замкнутые и неуверенные в себе. Полностью игнорируют критику, отказываются от участия в общих играх, прогулках и общения со сверстниками. Имеют трудности в контактах с взрослыми, не желают учиться ввиду отсутствия мотивации.

Застенчивые дети

Эти дети милы без исключения, но теряются при публичном выступлении (у доски, перед гостями или на празднике). Отличаются исполнительностью, старательностью и обязательностью, но никогда не проявляют инициативу. Также у застенчивых детей имеются трудности в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. Про подобных детей говорят, что «слезы у них близко». Ждут поощрения и похвалы от взрослых постоянно.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Меры помощи ребенку с повышенной тревожностью

Самостоятельно ни ребенок, ни его родители не в силах справиться с данным состоянием. Требуется помощь дипломированного психолога, а в некоторых случаях и психиатра. Работа психолога включает 3 направления:

  • Повышение самооценки;
  • Блокада мышечных спазмов;
  • Умение ребенка управлять собой в сложных ситуациях.

Повышение самооценки

Занимает длительное время и включает: обращение к ребенку по имени, похвалу за успехи, пусть и незначительные, выделение успехов ребенка среди других детей. Важно хвалить малыша искренне, и он должен знать, за какое именно достижение его хвалят. Также для повышения самооценки эффективны следующие игры с участием других детей: «комплименты», где один ребенок говорит другому что-то хорошее, «я дарю тебе» — игра, в которой участники дарят друг другу (на словах) что-то и прочие. Подобные игры позволяют тревожному ребенку посмотреть на себя глазами сверстников и оценить их отношение к себе.

Управление собственным поведением

Тревожные дети прячут свои обиды и страхи в себе и на все вопросы взрослых отвечают, что все нормально. Чтобы ребенок раскрылся, следует привлечь его к коллективному обсуждению какой-либо проблемы (страхи есть у всех). В группе детского сада можно вести общий разговор с детьми, сидящими в кругу, о чем они переживают в какой-то волнующей их ситуации. В школе можно привести примеры из литературы, из разряда: смелый человек не тот, который не имеет страхов, а тот, который умеет их преодолевать. Суть разговора следует сводить к признанию каждого ребенка о том, чего он конкретно боится. Тогда ребенок с повышенной тревожностью сможет понять, что он не один такой, что у остальных тоже есть проблемы. Ни в коем случае не допускается сравнить ребенка с успехами другого, это только снижает его самооценку. Важно уметь родителям разглядеть в тревожном ребенке его личные, заслуживающие внимания, качества и стремиться их развивать.

Борьба с мышечным напряжением

Для преодоления мышечного напряжения рекомендуется проводить игры, рассчитанные на телесный контакт и обучать ребенка различным упражнениям для релаксации, глубокому дыханию, йоге и проводить массаж.

Рекомендации родителям

В первую очередь снизить предъявляемые требования ребенку, зачастую родителям хочется, чтобы их малыш умел и достиг того, чего они сами не сумели достичь. Ребенок просто не в силах понять, и, тем более воплотить какие-то несбывшиеся мечты своих родителей. Неудачи накрывают его с головой, и ребенок все больше замыкается в себе, беспокоится и получает вместо любви и заботы лишь дополнительные замечания и хулу. Это только усиливает тревожность.

Также родителям следует постоянно отмечать малейшие успехи своего чада, сделать все, чтобы доказать свою любовь, независимо от успехов и снизить количество замечаний. Для этого предлагается простое решение: попробовать родителям записывать все замечания ребенку в течение дня и вечером их перечитывать. Из дневника будет ясно, что большинства замечаний можно было избежать.

Не стоит заставлять ребенка приносить постоянные извинения за то или иное действие. Это его только озлобит и еще больше отгородит от родителей. Также необходимо отказаться от невыполнимых угроз: «Я в таком случае откажусь от тебя!», « Я убью тебя!», «Чтобы ты исчез навсегда с глаз моих долой!». Разговоры «по душам» помогут сблизить родителей и их малыша, узнать наболевшие проблемы и помочь их решить общими силами.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Я считаю, что уровень тревожности у моего ребенка слишком высок. Может не стоит тратить время на психологов, а сразу обратиться к психиатру, пусть он назначит медикаментозное лечение?

Ни в коем случае. Прежде всего – у меня ребенок тревожный – это ваше личное мнение, не подкрепленное специалистами. Пусть с ним пообщается хотя бы школьный или детский психолог – это и времени и денег не займет. И только психолог определит уровень тревожности вашего чада и связано ли это с каким-то заболеванием или психическим расстройством. Все лекарства, особенно «психические» обладают массой побочных эффектов и вызывают привыкание. Прежде чем «сажать» ребенка на такой допинг, его следует серьезно обследовать.

Вопрос:
У моего ребенка нет друзей, он даже ни с кем не общается в соц.сетях, но просит щенка или хотя бы котенка. Может завести домашнего питомца и это поможет исправить ситуацию?

Безусловно, не только можно завести, но и нужно. Вообще, как считают все психологи, врачи и педагоги, уход за домашним питомцем поможет ребенку стать достойным членом общества, внимательным к окружающим и добрым. Но проконсультироваться с психологом все же не помешает.

Вопрос:
Моему малышу 8 лет, психологи определили уровень высокой тревожности. Мы посещаем все занятия, стараемся и сами с ним разговаривать и играть, но он категорически отказывается есть сложные блюда, а тем более из неизвестных ему продуктов. Это нормально и что делать?

Да это нормально, дети с повышенной тревожностью с трудом воспринимают все новое. Пока ребенок не преодолел свое состояние, не следует готовить и заставлять его съедать новые блюда. Сделайте проще меню для ребенка, это поможет снизить уровень его тревожности.

Автор:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила комментирования. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики по обработке персональных данных.