Детское мышление отличается большей лабильностью и разнообразием. Именно дети намного проще заучивают стихи, изучают зарубежные языки, обучаются игре на музыкальных инструментах, постигают спортивные вершины. Но чем человек становится старше, тем труднее с такой легкостью «напрягать ум». Потребуется не один год и немало сил, чтобы освоить, к примеру, английский язык.
Теперь ученые смогли отыскать новейшую методику, позволяющую головному мозгу взрослого человека перестроить свою работу на детский лад и проще воспринимать слуховую информацию. Заслуга эта принадлежит Детскому исследовательскому госпиталю Сейнт Джуда («St. Jude Children’s Research Hospital», США, Мемфис, штат Теннеси). Благодаря экспериментальной работе госпиталя взрослые смогут вернуть способности быстрого и качественного обучения.
Доктора подвергли исследованию лабораторных грызунов, обращая внимание на выработку аденозина в их головном мозге. Чем старше млекопитающее, тем выше уровень аденозина в нервной ткани. Предположительно именно это – основная причина понижения способностей к обучению у взрослых. Ученые вызывали вынужденный дефицит аденозина у грызунов в их таламусе (слуховых центрах).
Таламус был выбран не случайно. Он является «коллектором» всех ощущений в организме, а также переводит их в вышележащие отделы мозга, то есть в кору. Слуховые ядра и области коры, ответственные за звуковосприятие, взаимосвязаны через глутамат. Это специализированный нейротрансмиттер, созданный природой для облегчения прохождения нервного импульса. Концентрация глутамата снижается под воздействием аденозина.
Исходя из научных данных, исследователи выдвинули свою теорию. При угнетении синтеза аденозина уменьшения концентрации глутамата происходить не будет. Следовательно, нервный импульс от таламуса к коре головного мозга будет проходить значительно лучше. Взрослый человек останется обучаемым настолько же, насколько ребенок.
Американцы угнетали выработку аденозина, главным образом, с помощью соединения «FR194921» — блокатора А1-аденозинового рецептора. В эксперименте мышки прослушивали музыкальные тоны. Оказалось, что взрослые особи лабораторных мышей живо реагировали на звуковую информацию так же, как и их потомство. Кроме того, они были способны разграничить похожие тона, что не характерно для повзрослевших грызунов. Подобный эффект продлился в течение нескольких недель.
Станислав Захарченко, являющийся сотрудником Департамента Детского исследовательского госпиталя Сейнт Джуда, дал комментарии относительно произведенной работы: «После нарушения синтеза аденозина в слуховых таламических ядрах мы смогли раздвинуть временные рамки для эффективного обучения взрослых особей лабораторных мышей.
В науке такое произошло впервые. Плоды нашей работы дают многообещающие надежды по ведению такой работы среди взрослого населения. Тогда, возможно, процесс обучения и совершенствования уже приобретенных навыков станет намного проще. Следующий этап – разработка препаратов-ингибиторов аденозина».
Исследователи дали нам почву для размышлений и фантазии. Ведь вполне может быть, что завтра уже наступит то самое «будущее» и мы сможем за один день выучить несколько иностранных языков или обучиться игре на гитаре. Стоит лишь выпить несколько таблеток и потратить немного личного времени.
Все масштабные клинически достоверные испытания на человеческом виде еще только впереди. Нужно отыскать компании, желающие профинансировать данное начинание. И, к сожалению, из таких инновационных разработок лишь 10% объема доходит до полноценной реализации среди населения. Остается ждать новых результатов.
По материалам сайта medportal.ru
Дата публикации 07.09.2017г.
Подготовила: Селезнева Валентина Анатольевна