Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых


Обновление: Октябрь 2018
реклама

Содержание:

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

  • Гипоксия плода
  • Угроза прерывания беременности
  • Стрессы во время беременности
  • Неправильное питание во время беременности
  • Курение

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

реклама

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
реклама

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

реклама

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

Рекомендации для родителей

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Рекомендации для педагогов

  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.
Автор:
реклама

17 комментариев

  1. Статья очень нужная и кстати. У меня внук страдает именно этим СДВГ. Очень трудно и очень больно смотреть, как он и сам страдает от этого. Поучительная статья. Главное, чтобы в школе педагог понял это. Правильно нам сказал врач психиатр: если попадет понимающий педагог, все будет в порядке. Но вот в детском саду нас не поняли. Пришлось бросить ходить туда. Очень обидно. Главное даже, что не поняли воспитатели и заведующая детским садом, которым потом удалось об"яснить все-таки, что происходит с ребенком. Но вот родителям других детей так и не смогли достучаться.

    • Статья действительно полезная. У моего сына СДВГ. Но, к сожалению, в д/с сейчас редко встретишь профессионала своего дела. Печально, но факт. Мы столкнулись с той же самой проблемой, что и Вы Нина. Причем мы ходим в специализированную группу. Вопрос: "Куда смотрят наши эксперты образования, когда ставят на спец. группу таких педагогов?" Нас МПК направила в эту группу, и мы вынуждены туда не ходить, потому что нас там то же не поняли. Хотя в саду есть психолог. Снова возникает вопрос: "Чем же он там занимается, если не выполняет свои прямые обязанности?"

  2. Огромное спасибо за статью! Моему сыну тоже поставили такой диагноз. Столкнулись с непониманием и нерпинятием ребенка как в детском саду , так и в школе, никто нас не хочет слышать и понимать, да и подхода к ребенку никто не ищет. Завуч в школе говорит, что у нас в Белоруссии эта проблема не афишируется. А как же тогда человеческое и понинающее, уважительное отношение к ребенку, да, и сами педагоги, они жалуются, что им тяжело, мы не можем найти к нему подход, а можно спрость, не можете, или не хотите, а как раньше гордо звучало, и как этим гордились и это было престижно, что кто-то из родственников работает учителем!,с уважением, Надежда

    • Надежда, учителем работать, судя по зарплате, не престижно. "Если хотите зарабатывать идите в другое место." К учителям требования очень большие, а зарплата не соответствует этим требованиям. А почему к родителям требований никаких? В д/с не понимают. А вы сами понимаете своего ребенка? У вас с ним хорошие отношения? Вам он очень нужен? Вы к нему подход нашли? Поделитесь со специалистами, которые работают с Вашим ребенком.
      Когда ребенок нужен своим родителям — это очень видно. Это читается сразу.

  3. У моей внучки СДВГ, проживает в Питере. Мешала она в детском саду, теперь мешает в школе. Педагоги настроены агрессивно. Приходится уходить на семейное обучение. Да, к сожалению, уровень педагогов, впрочем как и врачей, юристов и т.д. значительно упал в последние годы в нашей стране — это факт! Кругами ходишь по "специалистам" (именно в кавычках) , но ни помощи, ни решения проблем!!! Дилетантизм и не профессионализм заполонил абсолютно все сферы! Спасибо таким статьям и авторам, — приходится прибегать к их рекомендациям и прямо таки вылавливать информацию из Интернета, т.к. от так называемых специалистов её не дождешься.

    • Уважаемые родители! Все учителя прекрасно понимают, что ребенок с СДВГ это проблема и для родителей. Они бы рады помочь Вам и чаще использовать индивидуальный подход к вашему ребенку, но…
      1. В классе 30 учеников, и индивидуальный подход требует каждый;
      2. Он нарушает дисциплину, и этим мешает другим детям получать знания. Почему мы не думаем о других 29 учениках, которые тоже пришли учиться.
      3. Здоровые дети рассуждают так… если ему можно так себя вести, то почему мне нельзя. В классе получается общее отсутствие дисциплины;
      4.Другие родители вынуждают учителя принимать какие- меры
      . И вообще очень много причин, которые заставляют учителя поступать так, а не иначе.

  4. Совершенно согласна с Ниной, к сожалению нынешнее положение не радует.Мы тоже столкнулись с такой проблемой. Так в итоге пришлось все решать самой, открыв просторы интернета.Очень обидно когда тебя и твоего ребенка считают изгоем везде, куда бы не обратились. Даже в коррекционных центрах помочь не могут. Очень обидно и жаль что такие профессионалы работаю с нами и нашими детьми. Желаю всем терпения, удачи и здоровья!

  5. И у моего сына тоже самое. Очень нелегко, особенно когда понимаешь, что он отличается от остальных. Статья ОЧЕНЬ полезная. Вчитайтесь в каждое предложение! Это на самом деле помогает, когда уже не остается никаких сил и терпения. Тоже было трудно в саду: необщительный, слишком активный, агрессивный, во всем видит негатив. Сейчас пошли в школу — проблемы с памятью сильно проявились. Очень спасает предварительная подготовка. Когда он почти все знает — ему легче в классе работать и отметки лучше стали. Выстраиваем хорошие отношения с учителем (это очень важно). Если нет понимания со стороны учителя или воспитателя, лучше поменяйте его. Ребенок должен находится в благоприятной атмосфере, любить учителя. Дома спасает спортивный уголок. Что бы я без него делала! Конечно невролог, назначения, но этого мало. Еще думаю пойти к психологу на консультации.
    А родителям еще советую: не смотря ни на что раз в неделю отдыхать от ребенка, чтобы восстановить силы и собраться с мыслями. Все равно Мы справимся!!!!!))))))

  6. Галия. Да я вас всех понимаю .У моего прав ну-ка та же самая проблема да ещё куча болячкЕкатерина . Но слава БОГУ ЗА ТО ЧТО У НАС ЕСТЬ ТАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДЕТИ , а вы попробуйте ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ с педагога мира и воспитателями не дадите на них свои проблемами а попросите помочь вам в этом. И тогда увидите совсем другое отношение к вашему ребёнку. Я через это прошла.Порой ни воспитатели ни педагоги не знают об этих заболеваниях и не знают как с ними работать. Поэтому помогайте им тоже.

  7. Моему ребёнку только 2,5, и уже есть признаки. Врачи говорят, что со временем будет ухудшаться и нужно уже сейчас принимать лекарства. А мне бы не хотелось. Спасибо, что делитесь опытом.

    • Прошу прощения,расскажите,как проявляется?Внуку тоже2.5..плохо говорит..но с удовольствием рисует..переживаю..

  8. Книга невролога Фреда Бомана «Мошенничество под названием СДВГ. Как врачи сделали нормальных детей “пациентами”» . Цитата из него: "Эта книга посвящается родителям и детям во всем мире — всем тем, кто стал жертвой лжи о «химическом дисбалансе» и был отравлен наркотиками. Просто невозможно себе представить такое коварное, такое полное предательство, совершенное педагогами, психологами, психиатрами, педиатрами, неврологами, семейными врачами, фармацевтическими компаниями, Белым домом, Сенатом, Палатой представителей и всеми остальными правительственными агентами и службами. Когда ребенок умирает или становится калекой от наркотиков, когда он превращается в наркомана, сумасшедшего убийцу или самоубийцу, или когда родители видят, как их ребенка — их плоть и кровь — отдают на попечение человеку, играющему в придуманную психиатрами игру, или же на попечение самого суда — а суд всегда в нее играет — только тогда они пробуждаются, увы, слишком поздно, и видят, что совершено предательство, что не было никакого заболевания, которое требовалось лечить, никакого «химического дисбаланса», который требовалось сбалансировать — что СДВГ и все психиатрические «заболевания» являлись полным, стопроцентным мошенничеством с самого начала.
    Фред А. Боман мл. и Крэйг Хуви

  9. Статья замечательная! моему сыну 6лет, СДВГ поставили в 4 года…причем не врожденный, а приобретенный. Врач обьяснила тем, что в саду много детей(28 чел в группе), шума и невнимание и безразличие со стороны воспитателей, которые безразличны абсолютно к агрессивным играм детей(пусть , что хотят то и делают, лишь бы не приставвали). Ни разу не видела групповых игр на площадке в саду, кучкуются сами по себе-одни тихонечко, а большая чсть бегает "сломя голову" и деруться реально!!! Таблетками не пичкала, отказалась сразу. НО,,,2 раза в год пропиваем курс глицина.

  10. У нас та же проблема, доктора пытаются помочь, пропивали курсами фенибут с витаминами, кортексин с фенибутом, спокойнее становился в период лечения. В детском саду было полное непонимание со стороны педагога, поменяли д/с на частный.Замечательные педагоги(повезло), ребенка приняли,поняли 3 года ходили( до школы) с удовольствием и желанием.Пошли в школу, в первом классе была молодая учительница нашла с ребенком общий язык, а во втором и сейчас в третьем учитель в возрасте и нет особого понимания.Знания дает хорошие,но нет понимания ребенка.Учится хорошо,память хорошая за счет этого и успеваемость хорошая.Занимаемся и верим ,что все будет хорошо.

  11. Я учитель начальных классов. В моем классе ребенок с таким диагнозом.Работать очень трудно с ним.Представьте, что вы взяли на работу с собой ребенка годовалого возраста. Он везде сует свой любопытный нос, тянет в рот все, что попадается под руки, наносит вред себе и окружающим детям, при этом шумит, кричит,воет, падает под парту, стучит по парте, раскачивается на стуле и т.д. Смогли бы вы выполнять при этом свои обязанности? Для того, чтобы найти подход к нему и уделить достаточно внимания( а поверьте мое внимание на уроках принадлежит только ему), нужно забыть про остальных 25 человек. Страдают другие дети. Я за то, чтобы эти дети обучались на дому. В статье к тому же, автор рекомендует избегать шумных мест.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила комментирования. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики по обработке персональных данных.