- Причины развития СДВГ
- Как проявляется гиперактивность
- Диагностические критерии СДВГ
- Лечение СДВГ
- Рекомендации для родителей
- Рекомендации для педагогов
Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?
Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.
СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.
Немного истории
Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.
Причины развития СДВГ
Неблагоприятные факторы течения беременности:
- Гипоксия плода
- Угроза прерывания беременности
- Стрессы во время беременности
- Неправильное питание во время беременности
- Курение
Неблагоприятные факторы в родах:
- Затяжные роды
- Стремительные роды
- Стимуляция родовой деятельности
- Недоношенность (роды до 38 недель беременности)
Иные факторы:
- Наличие у ребенка неврологических заболеваний
- Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
- Излишняя строгость в отношении ребенка
- Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
- Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка
Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
Классификация СДВГ
В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности
- Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.
Как проявляется гиперактивность
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.
Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.
Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.
Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.
Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».
Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.
Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.
Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.
Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.
У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.
Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.
Диагностические критерии СДВГ
Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.
Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:
- Беспокойные движения руками и ногами.
- Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
- В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
- Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
- Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
- Постоянно находится в движении.
- Чересчур болтлив.
- Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
- Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
- Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
- Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
- Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
- Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
- При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
- Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
- Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
- Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
- Ребенок часто теряет свои вещи.
- Легко отвлекается на внешние раздражители.
- Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
- Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.
При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.
Лечение СДВГ
Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:
Правильная двигательная активность
Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.
Занятия с психологом
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Семейная психотерапия
Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.
Релаксация
Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
Поведенческая коррекция
Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Медикаментозная терапия
В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.
В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.
Рекомендации для родителей
- Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
- Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
- Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
- Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
- Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
- Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
- Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
- Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
- Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
- Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
- Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
- Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
- Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
- Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
- Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
- Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
Рекомендации для педагогов
- Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
- Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
- Расписание занятий должно быть постоянным.
- В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
- К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
- Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
- Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
- Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
- Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
- Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
- Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
- Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.
Спасибо за статью
Статья очень нужная и кстати. У меня внук страдает именно этим СДВГ. Очень трудно и очень больно смотреть, как он и сам страдает от этого. Поучительная статья. Главное, чтобы в школе педагог понял это. Правильно нам сказал врач психиатр: если попадет понимающий педагог, все будет в порядке. Но вот в детском саду нас не поняли. Пришлось бросить ходить туда. Очень обидно. Главное даже, что не поняли воспитатели и заведующая детским садом, которым потом удалось об"яснить все-таки, что происходит с ребенком. Но вот родителям других детей так и не смогли достучаться.
Статья действительно полезная. У моего сына СДВГ. Но, к сожалению, в д/с сейчас редко встретишь профессионала своего дела. Печально, но факт. Мы столкнулись с той же самой проблемой, что и Вы Нина. Причем мы ходим в специализированную группу. Вопрос: "Куда смотрят наши эксперты образования, когда ставят на спец. группу таких педагогов?" Нас МПК направила в эту группу, и мы вынуждены туда не ходить, потому что нас там то же не поняли. Хотя в саду есть психолог. Снова возникает вопрос: "Чем же он там занимается, если не выполняет свои прямые обязанности?"
Огромное спасибо за статью! Моему сыну тоже поставили такой диагноз. Столкнулись с непониманием и нерпинятием ребенка как в детском саду , так и в школе, никто нас не хочет слышать и понимать, да и подхода к ребенку никто не ищет. Завуч в школе говорит, что у нас в Белоруссии эта проблема не афишируется. А как же тогда человеческое и понинающее, уважительное отношение к ребенку, да, и сами педагоги, они жалуются, что им тяжело, мы не можем найти к нему подход, а можно спрость, не можете, или не хотите, а как раньше гордо звучало, и как этим гордились и это было престижно, что кто-то из родственников работает учителем!,с уважением, Надежда
Надежда, учителем работать, судя по зарплате, не престижно. "Если хотите зарабатывать идите в другое место." К учителям требования очень большие, а зарплата не соответствует этим требованиям. А почему к родителям требований никаких? В д/с не понимают. А вы сами понимаете своего ребенка? У вас с ним хорошие отношения? Вам он очень нужен? Вы к нему подход нашли? Поделитесь со специалистами, которые работают с Вашим ребенком.
Когда ребенок нужен своим родителям — это очень видно. Это читается сразу.
У моей внучки СДВГ, проживает в Питере. Мешала она в детском саду, теперь мешает в школе. Педагоги настроены агрессивно. Приходится уходить на семейное обучение. Да, к сожалению, уровень педагогов, впрочем как и врачей, юристов и т.д. значительно упал в последние годы в нашей стране — это факт! Кругами ходишь по "специалистам" (именно в кавычках) , но ни помощи, ни решения проблем!!! Дилетантизм и не профессионализм заполонил абсолютно все сферы! Спасибо таким статьям и авторам, — приходится прибегать к их рекомендациям и прямо таки вылавливать информацию из Интернета, т.к. от так называемых специалистов её не дождешься.
Уважаемые родители! Все учителя прекрасно понимают, что ребенок с СДВГ это проблема и для родителей. Они бы рады помочь Вам и чаще использовать индивидуальный подход к вашему ребенку, но…
1. В классе 30 учеников, и индивидуальный подход требует каждый;
2. Он нарушает дисциплину, и этим мешает другим детям получать знания. Почему мы не думаем о других 29 учениках, которые тоже пришли учиться.
3. Здоровые дети рассуждают так… если ему можно так себя вести, то почему мне нельзя. В классе получается общее отсутствие дисциплины;
4.Другие родители вынуждают учителя принимать какие- меры
. И вообще очень много причин, которые заставляют учителя поступать так, а не иначе.
Совершенно согласна с Ниной, к сожалению нынешнее положение не радует.Мы тоже столкнулись с такой проблемой. Так в итоге пришлось все решать самой, открыв просторы интернета.Очень обидно когда тебя и твоего ребенка считают изгоем везде, куда бы не обратились. Даже в коррекционных центрах помочь не могут. Очень обидно и жаль что такие профессионалы работаю с нами и нашими детьми. Желаю всем терпения, удачи и здоровья!
И у моего сына тоже самое. Очень нелегко, особенно когда понимаешь, что он отличается от остальных. Статья ОЧЕНЬ полезная. Вчитайтесь в каждое предложение! Это на самом деле помогает, когда уже не остается никаких сил и терпения. Тоже было трудно в саду: необщительный, слишком активный, агрессивный, во всем видит негатив. Сейчас пошли в школу — проблемы с памятью сильно проявились. Очень спасает предварительная подготовка. Когда он почти все знает — ему легче в классе работать и отметки лучше стали. Выстраиваем хорошие отношения с учителем (это очень важно). Если нет понимания со стороны учителя или воспитателя, лучше поменяйте его. Ребенок должен находится в благоприятной атмосфере, любить учителя. Дома спасает спортивный уголок. Что бы я без него делала! Конечно невролог, назначения, но этого мало. Еще думаю пойти к психологу на консультации.
А родителям еще советую: не смотря ни на что раз в неделю отдыхать от ребенка, чтобы восстановить силы и собраться с мыслями. Все равно Мы справимся!!!!!))))))
Галия. Да я вас всех понимаю .У моего прав ну-ка та же самая проблема да ещё куча болячкЕкатерина . Но слава БОГУ ЗА ТО ЧТО У НАС ЕСТЬ ТАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДЕТИ , а вы попробуйте ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ с педагога мира и воспитателями не дадите на них свои проблемами а попросите помочь вам в этом. И тогда увидите совсем другое отношение к вашему ребёнку. Я через это прошла.Порой ни воспитатели ни педагоги не знают об этих заболеваниях и не знают как с ними работать. Поэтому помогайте им тоже.
Моему ребёнку только 2,5, и уже есть признаки. Врачи говорят, что со временем будет ухудшаться и нужно уже сейчас принимать лекарства. А мне бы не хотелось. Спасибо, что делитесь опытом.
Прошу прощения,расскажите,как проявляется?Внуку тоже2.5..плохо говорит..но с удовольствием рисует..переживаю..
Есть такой специалист,как Игорь Неповинных. Хороший спец в этом деле. Найдите его в ютюбе.
Книга невролога Фреда Бомана «Мошенничество под названием СДВГ. Как врачи сделали нормальных детей “пациентами”» . Цитата из него: "Эта книга посвящается родителям и детям во всем мире — всем тем, кто стал жертвой лжи о «химическом дисбалансе» и был отравлен наркотиками. Просто невозможно себе представить такое коварное, такое полное предательство, совершенное педагогами, психологами, психиатрами, педиатрами, неврологами, семейными врачами, фармацевтическими компаниями, Белым домом, Сенатом, Палатой представителей и всеми остальными правительственными агентами и службами. Когда ребенок умирает или становится калекой от наркотиков, когда он превращается в наркомана, сумасшедшего убийцу или самоубийцу, или когда родители видят, как их ребенка — их плоть и кровь — отдают на попечение человеку, играющему в придуманную психиатрами игру, или же на попечение самого суда — а суд всегда в нее играет — только тогда они пробуждаются, увы, слишком поздно, и видят, что совершено предательство, что не было никакого заболевания, которое требовалось лечить, никакого «химического дисбаланса», который требовалось сбалансировать — что СДВГ и все психиатрические «заболевания» являлись полным, стопроцентным мошенничеством с самого начала.
Фред А. Боман мл. и Крэйг Хуви
Статья замечательная! моему сыну 6лет, СДВГ поставили в 4 года…причем не врожденный, а приобретенный. Врач обьяснила тем, что в саду много детей(28 чел в группе), шума и невнимание и безразличие со стороны воспитателей, которые безразличны абсолютно к агрессивным играм детей(пусть , что хотят то и делают, лишь бы не приставвали). Ни разу не видела групповых игр на площадке в саду, кучкуются сами по себе-одни тихонечко, а большая чсть бегает "сломя голову" и деруться реально!!! Таблетками не пичкала, отказалась сразу. НО,,,2 раза в год пропиваем курс глицина.
У нас та же проблема, доктора пытаются помочь, пропивали курсами фенибут с витаминами, кортексин с фенибутом, спокойнее становился в период лечения. В детском саду было полное непонимание со стороны педагога, поменяли д/с на частный.Замечательные педагоги(повезло), ребенка приняли,поняли 3 года ходили( до школы) с удовольствием и желанием.Пошли в школу, в первом классе была молодая учительница нашла с ребенком общий язык, а во втором и сейчас в третьем учитель в возрасте и нет особого понимания.Знания дает хорошие,но нет понимания ребенка.Учится хорошо,память хорошая за счет этого и успеваемость хорошая.Занимаемся и верим ,что все будет хорошо.
Я учитель начальных классов. В моем классе ребенок с таким диагнозом.Работать очень трудно с ним.Представьте, что вы взяли на работу с собой ребенка годовалого возраста. Он везде сует свой любопытный нос, тянет в рот все, что попадается под руки, наносит вред себе и окружающим детям, при этом шумит, кричит,воет, падает под парту, стучит по парте, раскачивается на стуле и т.д. Смогли бы вы выполнять при этом свои обязанности? Для того, чтобы найти подход к нему и уделить достаточно внимания( а поверьте мое внимание на уроках принадлежит только ему), нужно забыть про остальных 25 человек. Страдают другие дети. Я за то, чтобы эти дети обучались на дому. В статье к тому же, автор рекомендует избегать шумных мест.