Сомнения в собственных знаниях побуждают интерес и желание учиться. Об этом сообщили специалисты Калифорнийского университета в Беркли.
Вопрос мотивации к обучению – один из самых злободневных. Нередко говорят, что побуждением к учебе является любопытство. Именно этот подход лежит в основе методики Монтессори — развитии детей через естественную любознательность. Ученые выдвинули новую теорию о том, что мотивация может базироваться на неуверенности: когда кажется, что ты обладаешь знаниями, а затем выясняется, что знания неверны. Это любопытство усиливает интерес к изучению данного предмета.
В исследовании участвовало 87 взрослых, проживающих в США. Опросник состоял из 100 вопросов, касающихся общего кругозора, на которые следовало дать ответы в течение 1 часа. Каждый участник давал верный, по его мнению, ответ, в также указывал, насколько он уверен в правоте своего ответа по шкале от 1 до 7. Эта же шкала использовалась для оценки желания узнать правильный ответ.
Далее участникам на 5 секунд показали правильный ответ и попросили оценить степень собственного удивления. На втором этапе исследования им задали те же вопросы, на которые они ответили неверно на первом этапе. Затем ученые рассчитали, насколько точным являлось предположение участников относительно их ответов.
Результаты:
- На 1 этапе добровольцы ответили правильно в среднем на 18 вопросов, а на 2 — на 69.
- Интерес зависел от вопроса. Участники, которые были больше уверены в собственной правоте, проявили больший интерес.
Эти данные можно использовать на практике, например, спрашивать у учеников или студентов о том, что, как им кажется, они знают, и уже этим повышать их мотивацию к учебе. Предметы, о которых мы совсем ничего не знаем или знаем очень много, могут вызывать скуку – это также следует учитывать.
Информацию можно использовать для дополнения методики Монтессори, популярной в настоящее время.