Как приучить ребенка ходить на горшок, в каком возрасте это сделать проще


Вопрос о том, как научить ребенка ходить на горшок, когда это следует делать, очень актуален. Каждый родитель задается им рано или поздно, к сожалению, многие слишком рано.

В этой статье мы подробно вам расскажем о том, когда следует начинать приучение к горшку, почему следует делать это именно в это время и в этом возрасте, как следует это делать, как реагировать на неудачи в этом процессе, почему они бывают и другие важные сведения по данному вопросу.

Методы приучения

Родители пользуются разными способами, чтобы приучить ребенка к горшку, но часто эти способы оказываются неверными, ведут к стрессам для ребенка и для родителей, тратится масса времени, а результата может так и не быть, а если и будет, но нестойкий и основанный на неверной базе.

Раньше был распространен метод приучения в течение первого года жизни, за него и ратуют многие мамы и бабушки, к сожалению, и некоторые неграмотные в данном вопросе педиатры. Раннее приучение уже давно признано нефизиологичным и неправильным. В данном случае абсолютно не учитывалась ни психологическая готовность ребенка, ни тем более, физическое созревание.

Из-за этого процесс обучения был долгим и малопродуктивным. Более того, так как ребенок в этот период еще на самом деле не готов к приучению, метод основывался на давлении со стороны взрослых. Что не могло повлечь за собой никаких положительных реакций, это вызывало:

  • стресс у ребенка
  • не редко заканчивалось появлением психосоматических и неврологических заболеваний
  • например, запорами, недержанием кала и (или) мочи
  • как ни удивительно, но и логоневрозами, нервными тиками
  • в более позднем возрасте этот стресс давал нередко такие проблемы, как энурез, энкопрез, гиперактивный мочевой пузырь.

Как часто родителям приходилось сталкиваться с подобными проявлениями, но как редко им удавалось понять истинную причину их.

Эти устаревшие методы были основаны на создании условных рефлексов, но никак не на выработке правильного и осознанного навыка. Таким образом, создавалась неправильная цепочка действий, родители побуждали ребенка к опорожнению мочевого пузыря звуками журчания воды или «пись-пись», после чего ребенок мог пописать.

Путем постоянного повторения ребенок мог научиться опорожнять мочевой пузырь после этих звуков, тогда как побуждением к этому должно быть наполнение мочевого пузыря. Приобретенный таким способом навык нестойкий и легко может утратиться, так как основан на абсолютно неверной базе.

Утратиться он может в результате любого стресса (смена места жительства, ссоры родителей, поход в детский сад), а также при достижении ребенка возраста, когда созрела иннервация органом малого таза, когда, действительно надо было только начать процесс приучения. После чего приобрести ребенку правильный навык становится значительно сложнее.

Приучать к горшку следует после 1,5 лет

Согласно данным Американской Академии Педиатрии физиологической зрелости дети достигают в возрасте от 18 до 24 месяцев. А значит, любые попытки освоить горшок должны начинаться лишь после 18 месяцев!

А теперь поговорим о том, с помощью какого метода можно научить ребенка данному навыку легко и правильно. Чтобы быстро приучить ребенка пользоваться горшком, нужно использовать метод, который будет ориентирован на ребенка. Это значит, что будет учитываться степень зрелости нервной системы. Ведь именно это определяет готовность ребенка к приобретению данного навыка. При такой модели обучения не требуется давление родителей на ребенка, нет стресса, потому что ребенок физически готов, а также психологически. Он становится центральной фигурой в этом процессе, он хочет и может этому обучиться, он осознает, что делает и что от него хотят.

Физиологический метод приучения к горшку основан на трех основных положениях:

  • Физическая зрелость – укрепление мышц сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, развитие иннервации прямой кишки и мочевого пузыря.
  • Психологическая зрелость – ребенок готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него просят.
  • Эмоциональная готовность – позитивное отношение к изучению новых навыков.

Немного об анатомии и физиологии

Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться не ранее 1,5 лет, немного коснусь данного раздела. Осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Эти связи формируются именно после 18 месяцев.

Это представляет собой нервные волокна, которые формируют сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, которые подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем, сигнал передается в головной мозг, таким образом, это является побуждением к походу в туалет. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. И формируются они после 1,5 лет и никак не связаны с тем, как скоро вы начнете знакомить ребенка с горшком.

Вы можете хоть с рождения мучить себя и ребенка попытками приучить к горшку, но нервно-мышечная передача будет сформирована в любом случае после 1,5 лет! Если же вы начнете приучение к горшку тогда, когда организм ребенка уже полностью готов к этому, то все пройдет значительно проще и быстрее.

Ранние успехи, а успехи ли?

Наверное, практически любая мамочка, читая эту статью, может вспомнить о рассказах подруг, родственниц или соседок, о том, как их чадо чуть ли не с 7-8 месяцев умеет писать на горшок по команде «пись-пись» или какать после их надрывного «а-а-а-а». Такие истории гуляют на различных форумах, на детских площадках ну и, конечно, среди мам и бабушек, которые часто считают подгузники вселенским злом, а пеленки и горшок с рождения – лучшим, что может быть в жизни ребенка.

Как уже упоминалось, что в таком возрасте и таким способом можно заставить ребенка ходить на горшок, но это будет лишь условный рефлекс, уж не обессудьте, как у собак Павлова. Многократным повторением звуков (или возникновением иного раздражителя, включением воды, например) и удерживанием ребенка на горшке, пока он не сделает вами (!) задуманное дело, вы, конечно, добьетесь возникновения условного рефлекса.

Но вот крах поджидает таких родителей после 1,5 лет. Как раз когда и формируются иннервация органов малого таза. У ребенка мочевой пузырь не наполнен, нет сигнала об этом, определенные центры головного мозга не раздражаются, но ребенка при этом усаживают на горшок и пристают со своим «пись-пись». К этому времени он уже может сопротивляться и осознавать свои действия и понимает, что от него хотят. Так вот и получается, что старый метод уже не работает, а новому его никто не обучает, отсюда промахи, мокрые штанишки и недоумение незнающих родителей.

С медицинской точки зрения подобный навык является поверхностным и нестойким.

Приучение до 18 месяцев

Приучение после 18 месяцев

Стойкость навыка Навык не стойкий, легко теряется Навык стойкий, не теряется
На чем базируется навык Навык основан на условных рефлексах Осознанное действие, контролируемое головным мозгом
Длительность обучения Обучение навыку длительное и малопродуктивное Обучение происходит быстро и легко
Частота промахов Частые промахи, стресс для ребенка и родителей Промахи редко, для ребенка процесс обучения происходит проще и без негативной оценки

Как определить, когда ребенок готов к приучению?

Не все дети ровно в 1,5 года готовы к освоению этого навыка, это все весьма индивидуально. И надо сказать, что устойчивый навык формируется в возрасте 22-36 месяцев.

Существует ряд признаков, по которым можно готовить о том, что ребенка можно начинать приучать к горшку, так как они свидетельствуют о психологической и физической готовности малыша.

  • Наличие режима дефекации у ребенка. Дефекация происходит примерно в одно и то же время суток
  • Мочеиспускание не чаще чем 1 раз в 2 часа. То есть подгузник должен оставаться сухим не менее 2 часов
  • Ребенок знает и показывает части тела и различные предметы одежды
  • Знает и понимает значение слов «писать» и «какать»
  • Испытывает дискомфорт и проявляет негативные эмоции при нахождении в грязном подгузнике
  • У ребенка есть стремление подражать взрослым
  • Малыш пытается сам одеваться
  • Ребенок проявляет интерес к туалету
  • Возраст старше 1,5 лет

Если все эти критерии имеются, то можно говорить о том, что приучение к горшку пройдет максимально просто и легко как для мамы, так и для малыша.

Если вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он кричит, плачет, убегает, то не следует заставлять его сидеть на горшке, скорее всего, ребенок просто не хочет в туалет. Если это повторяется постоянно, то ребенок может быть просто не готов к освоению этого навыка, не стоит заставлять его или ругать, нужно просто сделать паузу. Прекратите попытки приучения на 3-4 недели, потом попробуйте снова, вполне вероятно, что процесс пойдет лишь к 2 годам, это абсолютно нормально.

Если ребенок боится горшка, то не заставляйте его на нем сидеть, а поищите причину этого страха. Может быть его кто-то ругал, когда он не пописал на горшок, может быть горшок не удобный, может быть в семье какой-то стресс?

Процесс освоения навыка

Важно понимать каким должен быть процесс, как приучить ребенка к горшку, что нужно делать для этого?

Покажите ребенку, что на горшке можно сидеть

Сначала нужно просто показать ребенку, что на горшке можно сидеть, вы можете просто усадить ребенка на горшок, не требуя от него использования по прямому назначению. Но и играть не позволяйте с ним, иначе ребенок будет воспринимать горшок как игрушку.

Высаживайте на горшок когда возможно он хочет в туалет

Если ребенок не противится сидению на нем, начинайте высаживать его на горшок в те моменты, когда наиболее вероятно, что ребенок хочет пописать. Например, после сна, после еды.

Поведение малыша иногда подсказывает, что он хочет в туалет

Наблюдайте за малышом, часто детки перед процессом мочеиспускания или дефекации могут притихнуть, как будто задуматься, кто-то пробует снять штанишки, иногда бывает, что могут вздрагивать. Пусть для вас это будет сигналом к тому, что пора посадить ребенка на горшок.

Не ругайте и не расстраивайтесь в случае промаха и хвалите, если удалось сходить в горшок

Если случаются промахи – не расстраивайтесь, какое-то время они будут и это нормально. Кто-то приучает ребенка писать на горшок за неделю, у кого-то уходит больше времени и это все варианты нормы. Если ребенок все сделал правильно, и у него получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Закрепляйте навык повторениями

Если случился промах, то спросите ребенка, куда нужно писать или какать, если он вам не отвечает и не показывает на горшок, отведите его к горшку и покажите сами, повторите «Писать нужно на горшок, вот сюда».

Поход на горшок должен быть чем-то сродни ритуалу

Все действия должны быть последовательны и совершаться ребенком по возможности, он должен привыкнуть к этому. Если он что-то не может сделать, то взрослый ему помогает, поясняя, что он делает. Например, снимаем трусики, затем усаживаем на горшок, после успешного окончания процесса, надеваем трусики, выносим горшок, смываем воду в унитазе, моем горшок, моем ручки. Ребенок должен привыкнуть к тому, что есть определенный порядок действий.

Основные правила, которые помогут вам быстро освоить с ребенком эту науку

  • Готов должен быть не только ребенок, но и родители. Вам придется уделять ребенку еще больше внимания, вам нужно будет наблюдать за ним, а так же в первое время нередко устранять последствия промашек. Нельзя приучать ребенка только по выходным или по вечерам. Если уж начали процесс, то он идет каждый день. Иначе нет смысла, вы только запутаете ребенка.
  • Нельзя приучать к горшку ночью, если ребенок еще не освоил этот процесс днем.
  • Новый горшок должен стать для ребенка привычным предметом, поставьте его на видное место в ванной, не убирайте его в шкафчик или под ванную, ребенок должен его видеть и при необходимости сразу его найти.
  • В случае успеха обязательно хвалим ребенка и повторяем ему, что он сделал, например, «Ванечка, молодец, пописал на горшок!». В случае промаха не огорчаемся и ни в коем случае не ругаем ребенка.
  • Не забываем о приучении ребенка не только к горшку, но и к самому ритуалу, просим его выполнять все последовательные действия, связанные с этим, либо сами показываем ему как снять штанишки, как вынести содержимое горшка и т д.
  • Постепенно начинаем отводить на горшок перед тем, как обязательно необходимо опорожнить мочевой пузырь во избежание казусов, например, перед прогулкой, перед поездкой, перед сном.
  • Подгузники днем должны быть убраны, но в первое время можно и даже нужно их оставлять на время сна, прогулки. Постепенно, когда вы заметите, что ночью или на прогулке всегда подгузник остается сухим, вы откажетесь от них и в этих ситуациях.
  • Не давайте ребенку играть с горшком, объясняйте, для чего он нужен.

Выбираем горшок

  • Горшок должен быть удобным. Возможно, вам придется сменить пару горшков, чтобы найти тот, на котором именно вашему малышу будет удобно.
  • Форма должна быть анатомическая. Для мальчиков подходят овальные горшки с выступом спереди, для девочек лучше круглые.
  • Горшок должен быть устойчивым, не кататься по полу.
  • Удобнее всего, если имеется спинка у горшка.
  • Наличие крышки не обязательно, каждый сам выбирает, необходима ли она ему или нет.
  • Лучше если это будет просто горшок, без излишеств, без ушек, глазок и музыки. Многие горшки, оформленные под игрушку или музыкальные горшки отвлекают ребенка от самого процесса, такие горшки часто воспринимаются как игрушки и потом можно долго и безуспешно объяснять ребенку, для чего на самом деле он нужен.

Помните, что нет тех детей, кто не обучился данному навыку. Не делайте из идеи приучить ребенка к горшку сверхценную идею. Гораздо важнее, чтобы ребенок был здоров, развит, а горшок он освоит когда-нибудь. И произойдет это не раньше и не позже, чем его организм и психика будут готовы. Это как раз тот вопрос, где очень уместна фраза «всему свое время».

Важно понимать, что навык может быть окончательно усвоен в возрасте 22-36 месяцев и ничего страшного нет в том, что даже в 2,5 года может когда-то случиться маленькая промашка. Это не тот вопрос, из-за которого стоит ругать ребенка, применять силу. Это просто горшок. Придет время, ребенок освоит и это, не требуйте от него больше, чем он готов совершить. И уж тем более не стоит начинать мучить ребенка этим слишком рано. Чем раньше вы начнете, тем больше сил, нервов и времени вы потратите впустую.

 

4 комментария

  1. Спасибо за статью! Вот как это донести до бабушек? Они уверены, что навык вырабатывается от мокрых штанов((( То есть, я должна в 7 месяцев оставить ребенка без подгузников, ей будет дискомфортно от мокрых штанишек, и таким образом она поймет, что надо проситься в туалет. А мое нежелание так поступать они объясняют ленью часто стирать…

    • Зачем спорить с бабушками? Вы растите своего! Ребенка и только вы решаете и знаете как, что и главное когда делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения и Политики по обработке персональных данных.